Признаки опасности — это ощущения, которые появляются в нашем теле, когда нам неуютно, страшно, некомфортно. Если мы научим детей распознавать эти признаки, ребёнок сможет вовремя осознать опасность и выйти из рискованной ситуации, не допустив потери контроля над ней.

Такие сигналы тело посылает нам в трёх разных ситуациях:

1. Когда бояться  — весело, например, во время просмотра страшного фильма или при очень быстрой езде на велосипеде/самокате.
2. Когда бояться — не весело, но это наш выбор, и мы держим ситуацию под контролем, например, визит к врачу, укол, публичное выступление.
3. Когда нам совсем не весело, мы этого не хотели, мы не можем это контролировать. Это наша персональная аварийная ситуация. К ней мы можем отнести буллинг и насилие.

Крайне важно не только научить детей распознавать сигналы, которые посылает им тело, но и объяснить, что при этом делать.

  1. Выйти из ситуации незамедлительно. Без стеснения, боязни, смущения.
  2. Рассказать родителю или любому другому безопасному взрослому о происшествии.

Нужно отметить, что дети могут находиться в опасной ситуации и не испытывать признаков опасности.

Например, ребёнок, который с раннего возраста подвергается сексуальному насилию и воспринимает это как норму.

Или когда имеет место груминг. В этом случае насильник долгое время «обхаживает» ребёнка, входит в круг доверия, становится другом, формирует близкие отношения. В такой ситуации дети не испытывают признаков опасности. Помочь им смогут правила безопасности тела.

Ребёнок утонул
Рыбья кость в горле