Если вы спросите ребёнка о том, как выглядит опасный человек, скорее всего он опишет вам злодея из мультика, книжки или фильма. Это будет человек в чёрной маске и в чёрной одежде. У него непременно с собой пистолет, нож и тряпочка, пропитанная хлороформом. В жизни все совсем не так. Это знаем мы, и это должны знать дети.

Мы, взрослые, понимаем, что опасность может исходить от любого человека – пожилой женщины, милой девушки, мужчины в деловом костюме с приветливым лицом. Похитители могут попросить ребёнка о помощи, предложить погладить котёнка, угостить конфеткой. Ребёнок и глазом моргнуть не успеет, как попадется на крючок мошенников.

Как объяснить ребёнку опасности и не напугать

Запомните два важных правила

❌ Не надо учить детей не разговаривать с незнакомцами. В какой-то момент, возможно, именно к незнакомому человеку придётся обратиться за помощью – это раз. Любой похититель в первую очередь с ребёнком познакомится – это два.
❌Не говорим детям о том, что есть люди плохие и хорошие. Ребёнок не в состоянии понять, кто перед ним стоит.

Вместо этого

Говорим только о том, что есть СВОИ и есть ЧУЖИЕ. “Своих” надо непременно определить вместе с ребёнком. Сделать это можно в игровой форме.

На большом ватмане рисуем три разноцветных круга.

Круг 1. “Семья” – это родные и очень близкие друзья. Мы им доверяем, мы можем им рассказывать о том, что происходит в семье. Эти люди могут вас трогать, обнимать, щекотать и тискать, сажать на коленки. С ними мы можем куда-то пойти, не спрашивая разрешения у мамы и папы.

Круг 2. “Знакомые” – коллеги мамы и папы, соседи, родители друзей ребёнка. С этими людьми можно вежливо общаться, отвечать на их вопросы, но мы не рассказываем им о том, что происходит в семье. С ними никуда нельзя уйти без разрешения родителей. Ребёнок может запретить им себя трогать, обнимать. У него есть на это право, сообщите ему об этом.
Круг 3. Все остальные люди. Включая врачей, полицейских, пожарных. Если они подошли с просьбой помочь, пройти куда-либо, ребёнок имеет полное право быть невоспитанным и молча от них уйти.  Исключение составляют полицейские. Но и с ними уходить без предварительного звонка родителю нельзя.

Другой способ определить тех людей, с которыми ребёнок может уходить, не предупредив родителя.

Рисуем на листе ладошку и на каждом пальце пишем имя близкого человека, которому безусловно доверяет ребёнок и родитель. Это пятёрка “своих”, которых можно пересчитать по пальцам и всегда помнить.

Подведём итог.

Объясняем ребёнку, что есть “свои” и “чужие”. С чужими мы не разговариваем. Со своими уходим только с разрешения родителей.

Алгоритм оценки состояния ребёнка
Урок 5. Нетехнологические способы защиты